Сколько цветов различает глаз человека?

August 17th, 2015, 09:25 am

Удивительные способности человеческого глаза: космическое зрение и невидимые лучи

Предлагаем вам узнать об удивительных свойствах нашего зрения — от способности видеть далекие галактики до возможности улавливать невидимые, казалось бы, световые волны. image Окиньте взглядом комнату, в которой находитесь – что вы видите? Стены, окна, разноцветные предметы – все это кажется таким привычным и само собой разумеющимся. Легко забыть о том, что мы видим окружающий нас мир лишь благодаря фотонам — световым частицам, отражающимся от объектов и попадающим на сетчатку глаза. В сетчатке каждого из наших глаз расположено примерно 126 млн светочувствительных клеток. Мозг расшифровывает получаемую от этих клеток информацию о направлении и энергии попадающих на них фотонов и превращает ее в разнообразие форм, цветов и интенсивности освещения окружающих предметов. У человеческого зрения есть свои пределы. Так, мы не способны ни увидеть радиоволны, излучаемые электронными устройствами, ни разглядеть невооруженным глазом мельчайшие бактерии. Благодаря прогрессу в области физики и биологии можно определить границы естественного зрения. «У любых видимых нами объектов есть определенный «порог», ниже которого мы перестаем их различать», — говорит Майкл Лэнди, профессор психологии и нейробиологии в Нью-Йоркском университете. Сперва рассмотрим этот порог с точки зрения нашей способности различать цвета — пожалуй, самой первой способности, которая приходит на ум применительно к зрению. imageКолбочки отвечают за цветовосприятие, а палочки помогают нам видеть оттенки серого цвета при низком освещении Наша способность отличать, например, фиолетовый цвет от пурпурного связана с длиной волны фотонов, попадающих на сетчатку глаза. В сетчатке имеются два типа светочувствительных клеток — палочки и колбочки. Колбочки отвечают за цветовосприятие (так называемое дневное зрение), а палочки позволяют нам видеть оттенки серого цвета при низком освещении — например, ночью (ночное зрение). Содержащиеся в светочувствительных клетках рецепторы — опсины — поглощают электромагнитную энергию фотонов и производят электрические импульсы. Эти сигналы по оптическому нерву попадают в мозг, который и создает цветную картину происходящего вокруг нас. В человеческом глазе есть три вида колбочек и соответствующее им число типов опсинов, каждый из которых отличается особой чувствительностью к фотонам с определенным диапазоном длин световых волн. Колбочки S-типа чувствительны к фиолетово-синей, коротковолновой части видимого спектра; колбочки M-типа отвечают за зелено-желтую (средневолновую), а колбочки L-типа — за желто-красную (длинноволновую). Все эти волны, а также их комбинации, позволяют нам видеть полный диапазон цветов радуги. «Все источники видимого человеком света, за исключением ряда искусственных (таких, как преломляющая призма или лазер), излучают смесь волн различной длины», — говорит Лэнди. Не весь спектр полезен для наших глаз Из всех существующих в природе фотонов наши колбочки способны фиксировать лишь те, которые характеризуются длиной волн в весьма узком диапазоне (как правило, от 380 до 720 нанометров) – это и называется спектром видимого излучения. Ниже этого диапазона находятся инфракрасный и радиоспектры – длина волн низкоэнергетических фотонов последнего варьируется от миллиметров до нескольких километров. По другую сторону видимого диапазона волн расположен ультрафиолетовый спектр, за которым следует рентгеновский, а затем — спектр гамма-излучения с фотонами, длина волн которых не превышает триллионные доли метра. Хотя зрение большинства из нас ограничено видимым спектром, люди с афакией — отсутствием в глазу хрусталика (в результате хирургической операции при катаракте или, реже, вследствие врожденного дефекта) — способны видеть ультрафиолетовые волны. В здоровом глазе хрусталик блокирует волны ультрафиолетового диапазона, но при его отсутствии человек способен воспринимать волны длиной примерно до 300 нанометров как бело-голубой цвет. В исследовании 2014 г. отмечается, что в каком-то смысле мы все можем видеть и инфракрасные фотоны. Если два таких фотона практически одновременно попадут на одну и ту же клетку сетчатки, их энергия может суммироваться, превратив невидимые волны длиной, скажем, в 1000 нанометров в видимую волну длиной в 500 нанометров (большинство из нас воспринимает волны этой длины как холодный зеленый цвет). Сколько цветов мы видим? В глазе здорового человека три типа колбочек, каждый из которых способен различать около 100 различных цветовых оттенков. По этой причине большинство исследователей оценивает количество различаемых нами цветов примерно в миллион. Однако восприятие цвета очень субъективно и индивидуально. «Точно подсчитать, сколько мы видим цветов, не представляется возможным, — говорит Кимберли Джемесон, научный сотрудник Калифорнийского университета в Ирвайне. – Некоторые видят больше, некоторые — меньше». Джемесон знает, о чем говорит. Она изучает зрение тетрахроматов – людей, обладающих поистине сверхчеловеческими способностями к различению цветов. Тетрахроматия встречается редко, в большинстве случаев у женщин. В результате генетической мутации у них имеется дополнительный, четвертый вид колбочек, что позволяет им, по грубым подсчетам, видеть до 100 млн цветов. (У людей, страдающих цветовой слепотой, или дихроматов, всего два типа колбочек — они различают не более 10 000 цветов.) Сколько нам нужно фотонов, чтобы увидеть источник света? Как правило, колбочкам для оптимального функционирования требуется гораздо больше света, чем палочкам. По этой причине при низком освещении наша способность различать цвета падает, а за работу принимаются палочки, обеспечивающие черно-белое зрение. В идеальных лабораторных условиях на тех участках сетчатки, где палочки по большей части отсутствуют, колбочки могут активироваться при попадании на них всего нескольких фотонов. Однако палочки справляются с задачей регистрации даже самого тусклого света еще лучше. После операции на глазе некоторые люди приобретают способность видеть ультрафиолетовое излучение Как показывают эксперименты, впервые проведенные в 1940-х гг., одного кванта света достаточно для того, чтобы наш глаз его увидел. «Человек способен увидеть один-единственный фотон, — говорит Брайан Уонделл, профессор психологии и электротехники в Стэнфордском университете. – В большей чувствительности сетчатки просто нет смысла». В 1941 г. исследователи из Колумбийского университета провели эксперимент – испытуемых заводили в темную комнату и давали их глазам определенное время на адаптацию. Для достижения полной чувствительности палочкам требуется несколько минут; именно поэтому, когда мы выключаем в помещении свет, то на какое-то время теряем способность что-либо видеть. Затем в лицо испытуемым направляли мигающий сине-зеленый свет. С вероятностью выше обычной случайности участники эксперимента регистрировали вспышку света при попадании на сетчатку всего 54 фотонов. Не все фотоны, достигающие сетчатки, регистрируются светочувствительными клетками. Учитывая это обстоятельство, ученые пришли к выводу, что всего пяти фотонов, активирующих пять разных палочек в сетчатке, достаточно, чтобы человек увидел вспышку. Самый маленький и самый удаленный видимые объекты Следующий факт может вас удивить: наша способность увидеть объект зависит вовсе не от его физических размеров или удаления, а от того, попадут ли хотя бы несколько излучаемых им фотонов на нашу сетчатку. «Единственное, что нужно глазу, чтобы что-то увидеть, — это определенное количество света, излученного или отраженного на него объектом, — говорит Лэнди. – Все сводится к числу достигших сетчатки фотонов. Каким бы миниатюрным ни был источник света, пусть даже он просуществует доли секунды, мы все равно способны его увидеть, если он излучает достаточное количество фотонов». Глазу достаточно небольшого количества фотонов, чтобы увидеть свет В учебниках по психологии часто встречается утверждение о том, что в безоблачную темную ночь пламя свечи можно заметить с расстояния до 48 км. В реальности же наша сетчатка постоянно бомбардируется фотонами, так что один-единственный квант света, излученный с большого расстояния, просто затеряется на их фоне. Чтобы представить себе, насколько далеко мы способны видеть, взглянем на ночное небо, усеянное звездами. Размеры звезд огромны; многие из тех, что мы наблюдаем невооруженным взглядом, достигают миллионов км в диаметре. Однако даже самые близкие к нам звезды расположены на расстоянии свыше 38 триллионов километров от Земли, поэтому их видимые размеры настолько малы, что наш глаз не способен их различить. С другой стороны, мы все равно наблюдаем звезды в виде ярких точечных источников света, поскольку испускаемые ими фотоны преодолевают разделяющие нас гигантские расстояния и попадают на нашу сетчатку. Острота зрения снижается по мере увеличения расстояния до объекта Все отдельные видимые звезды на ночном небосклоне находятся в нашей галактике – Млечном Пути. Самый удаленный от нас объект, который человек в состоянии разглядеть невооруженным глазом, расположен за пределами Млечного Пути и сам представляет собой звездное скопление – это Туманность Андромеды, находящаяся на расстоянии в 2,5 млн световых лет, или 37 квинтильонов км, от Солнца. (Некоторые люди утверждают, что особо темными ночами острое зрение позволяет им увидеть Галактику Треугольника, расположенную на удалении около 3 млн световых лет, но пусть это утверждение останется на их совести.) Туманность Андромеды насчитывает один триллион звезд. Из-за большой удаленности все эти светила сливаются для нас в едва различимое пятнышко света. При этом размеры Туманности Андромеды колоссальны. Даже на таком гигантском расстоянии ее угловой размер в шесть раз превышает диаметр полной Луны. Однако до нас долетает настолько мало фотонов из этой галактики, что она едва различима на ночном небе. Предел остроты зрения Почему же мы не способны разглядеть отдельные звезды в Туманности Андромеды? Дело в том, что у разрешающей способности, или остроты, зрения есть свои ограничения. (Под остротой зрения подразумевается способность различать такие элементы, как точка или линия, как отдельные объекты, не сливающиеся с соседними объектами или с фоном.) Фактически остроту зрения можно описывать так же, как и разрешение компьютерного монитора — в минимальном размере пикселей, которые мы еще способны различать как отдельные точки. Достаточно яркие объекты можно разглядеть на расстоянии в несколько световых лет Ограничения остроты зрения зависят от нескольких факторов — таких как расстояние между отдельными колбочками и палочками сетчатки глаза. Не менее важную роль играют и оптические характеристики самого глазного яблока, из-за которых далеко не каждый фотон попадает на светочувствительную клетку. В теории, как показывают исследования, острота нашего зрения ограничивается способностью различать около 120 пикселей на угловой градус (единицу углового измерения). Практической иллюстрацией пределов остроты человеческого зрения может являться расположенный на расстоянии вытянутой руки объект площадью с ноготь, с нанесенными на нем 60 горизонтальными и 60 вертикальными линиями попеременно белого и черного цветов, образующими подобие шахматной доски. «По всей видимости, это самый мелкий рисунок, который еще в состоянии различить человеческий глаз», — говорит Лэнди. На этом принципе основаны таблицы, используемые окулистами для проверки остроты зрения. Наиболее известная в России таблица Сивцева представляет собой ряды черных заглавных букв на белом фоне, размер шрифта которых с каждым рядом становится все меньше. Острота зрения человека определяется по тому, на каком размере шрифта он перестает четко видеть контуры букв и начинает их путать. В таблицах для проверки остроты зрения используются черные буквы на белом фоне Именно пределом остроты зрения объясняется тот факт, что мы не способны разглядеть невооруженным глазом биологическую клетку, размеры которой составляют всего несколько микрометров. Но не стоит горевать по этому поводу. Способность различать миллион цветов, улавливать одиночные фотоны и видеть галактики на удалении в несколько квинтильонов километров – весьма неплохой результат, если учесть, что наше зрение обеспечивается парой желеобразных шариков в глазницах, соединенных с полуторакилограммовой пористой массой в черепной коробке. Источник: Обозреватель Читайте также в журнале о глазе: Дельфины в состояние видеть трехмерное звуковое изображение Слепые люди используют зрительные области мозга для обработки звуковой информации Как цвета влияют на настроение Портрет Мэрилин Монро не сможет заменить таблицу для проверки зрения

  • 03.10.2019
  • 2258
  • 5

Лучи света, проходя через зрачок в радужной оболочке и расположенный за ним хрусталик, попадают на сетчатку. Она состоит из двух слоев: наружного, или пигментного, и внутреннего, или нервного, представляет собой разрастание зрительного нерва, связывающего глаз с мозгом. Именно там и возникают зрительные, в том числе цветовые, ощущения.

Как мы воспринимаем цвет

Наш глаз воспринимает какой-либо цвет как белый, когда все цвета спектра полностью отражаются от освещенной поверхности. Тело или пространство воспринимается черным при отсутствии света. Частичное отражение тех или иных цветовых монохроматических потоков (при поглощении остальных цветов спектра) определяет для нашего зрения цвет отражающей поверхности.

Так, отражение красных лучей создает впечатление красного цвета отражающей поверхности. При этом зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета спектра поглощаются. Глаз человека устроен так, что он прекрасно адаптируется к темноте и свету, к различению предметов на расстоянии, как близком, так и далеком. Хрусталик глаза работает как система автофокусировки фотоаппарата.

Субъективное восприятие цвета

Глаз настолько чувствителен к свету, что при абсолютно прозрачной атмосфере мог бы различать огонек свечи на расстоянии 200 км. Глаз здорового человека с развитым цветотоновым зрением способен различать в окружающем мире (при достаточно ярком освещении объектов) около 30 000 оттенков цветов. Многие цветовые атласы содержат в три раза меньшее количество оттенков цветов (даже с учетом того, что в них приводятся образцы одного и того же оттенка цвета — матовые, полуматовые и глянцевые).

Важной особенностью цветового зрения является то, что, определив и запомнив цвет какого-либо объекта, человек, независимо от условий освещения, воспринимает (а точнее, представляет благодаря зрительной цветовой памяти) этот цвет как постоянный, присущий данному объекту. Например, красный цвет, который при слабом освещении объективно видится как темно-красный, серо-красный, коричневато-красный, остается для объекта восприятия все равно красным.

Это помогает человеку запоминать объекты по их цвету и ориентироваться среди них в быту. Но художник, занимаясь живописью, безусловно, отражает в своем произведении (пейзаже, натюрморте, портрете, жанровой картине) реальные изменения цвета изображаемых объектов в зависимости от характера и интенсивности их освещения. Архитекторы, художники декоративно-прикладного искусства, дизайнеры также учитывают в своем творчестве изменения цвета (цветов) создаваемых по их проектам объектов при их реальном восприятии людьми, созерцающими эти объекты в разных условиях освещения.

Трехкомпонентная теория смешения цветов

Трехкомпонентная теория цветового зрения Г. Гельмгольца базируется на идее ученого Томаса Юнга о трех родах нервных волокон, воспринимающих три основные цвета: красный, зеленый и синий (точнее — сине-фиолетовый). Простой желтый значительно возбуждает зрительные волокна, ощущающие красный и зеленый цвета, но слабо — фиолетовые. Простой зеленый сильно возбуждает зеленоощущающие волокна и слабо — остальные два типа и т. д. Тот или иной сложный оттенок цвета зависит, по-видимому, от разной степени возбуждения этих трех типов волокон. А равномерное возбуждение всех типов дает ощущение белого цвета. Цветовая система смешения цветов из трех основных цветовых тонов геометрически изображается в виде равностороннего треугольника, в углах которого обозначены три первичных цвета: красный, зеленый, синий (сине-фиолетовый).

Аддитивное и субтративное смешение цветов

Аддитивное смешение цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении цветов непосредственно излучающих объектов. Аддитивное смешение соответствует смешению лучей света. Современным стандартом для аддитивного смешения цветов является модель цветового пространства RGB, где основными цветами являются красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue). Аддитивное смешение по модели RGB используется в компьютерных мониторах и телевизионных экранах, цветное изображение на которых получается из красных, зелёных и синих точек люминофора или светоматрицы. При отсутствии света нет никакого цвета — чёрный, максимальное смешение даёт белый.

Субтрактивное смешение — противоположность аддитивному смешению цветов. Субтрактивное смешение соответствует смешению красок. В этом случае цвет формируется за счёт вычитания определённых цветов из белого света. Тремя типичными базовыми цветами явлются сине-зелёный (Cyan), маджента (Magenta) и жёлтый (Yellow). Модель субтрактивного синтеза CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) широко применяется в полиграфии.

Цветовые модели, положенные в основу современных международных стандартов. Двумерные и трехмерные цветовые модели.

Основоположник научного цветоведения И. Ньютон первым предложил реально существующий линейный спектр цветов. Цветовой круг Ньютона включал семь последовательно расположенных и радиально ориентированных секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. При добавлении неспектрального цвета — пурпурного — получалась 8-секторная двухмерная цветовая модель хроматических цветов.

Варианты цветовых кругов

Позднее другими специалистами в области цветоведения на основе цветового круга И. Ньютона (с включением пурпурного цвета) предлагались 12-секторные, 24-секторные и 48-секторные цветовые круги. В качестве стандартного цветового круга принят 24-секторный круг хроматических тонов, образованный путем членения на три каждого из семи основных спектральных цветов и пурпурного цвета.

Круг Манселла

Известна, помимо двенадцатиричных, также оригинальная десятичная цветовая система — 100-секторный цветовой круг Манселла. В этом круге 10 областей (интервалов). Интервал одного цветового тона включает 11 радиусов цветового тона (от 0 до 10), последний 10-й совпадает с начальным 0-м следующего интервала. По радиусу 5-го цветового тона расположен основной тон каждого интервала, по 10-м радиусам — крайние границы цвета каждого интервала. Шкала насыщенности располагается вдоль радиуса цветового тона. Она имеет определенное число уровней — от наиболее насыщенного цвета на краю круга до наименее насыщенного — к центру круга. Таким образом, цветовой круг (цветовая система) Манселла демонстрирует в широком диапазоне цветность 100 оттенков цветовых тонов: сочетание цветового тона и насыщенности. На основе этой цветовой системы разработаны и выпущены цветовые атласы.

Методы определения цвета по коду

Как и в других стандартизированных системах (содержащих сотни образцов цвета), цвета обозначаются числом, или кодом. В международной практике принят метод определения цвета, разработанный Международной комиссией по освещению (МКО) — Commission International de l’Eclairage. Он основан на том факте, что относительные количества трех стандартных первичных цветов (по Г. Гельмгольцу) — красного, синего и зеленого. График МКО также позволяет осуществлять отбор дополнительных друг к другу цветов и может показать пределы высшей чистоты цветов нефлуоресцирующих пигментов и красителей для сравнения с чистотой (насыщенностью) реально доступных красок.

Трехмерные цветовые модели

Позже были разработаны пространственные цветовые модели (трехмерные). Самой первой трехмерной моделью был цветовой шар Отто Рунге. Помимо этой пространственной модели предлагались разными специалистами в области цветоведения и другие модели: цветовой куб Хикетье, многогранник Кюпперса, цветовой цилиндр Манселла, двойной конус Оствальда и т. д.

Вам может понравиться: топ статьи: Какие шторы подойдут к серым обоям? Серый цвет давно провозглашен «новым черным» не только в fashion-индустрии, но и в дизайне интерьеров. Он представлен десятками оттенков, отличающихся по теплоте, интенсивности и подтону: Как отбелить тюль в домашних условиях? 7 способов вернуть белизну тюлевым шторам В современных интерьерах встречается тюль самых разных оттенков, но классикой всё равно остаётся белый. Воздушные тюлевые шторы во многих интерьерах по традиции сочетаются с гардинами и портьерами, но всё чаще играют первую скрипку в оформлении окон. Белый тюль может быть матовым, глянцевым, кружевным, узорчатым… Главное, чтобы он сохранял идеальную белизну. Но как её вернуть пожелтевшим тюлевым занавескам? Неужели обязательно покупать новые? Как выбрать цвет штор: 7 законов гармонии Цвет штор – это и часть интерьерного настроения, и демонстрация вашего вкуса. Смена оттенка портьер или гардин способна полностью изменить атмосферу в комнате. Размышляете над принципами гармонии и подбираете цвет штор для гостиной, спальни, кухни, детской? Предлагаем познакомиться с коллекцией фотографий, демонстрирующими различные дизайнерские решения. Эти решения отражают главные принципы подбора штор по цвету – с учётом стиля, палитры и интерьерных задач. Тюль в гостиную: Самые эффектные решения Тюлевыми тканями всевозможных оттенков уже никого не удивишь. Ещё поколение назад во всех квартирах тюль была только одного цвета — белого, что сужало поле для экспериментов. Но сейчас покупатель, выбирающий тюль в гостиную, избалован разнообразием колористических и дизайнерских предложений. Удивить его непросто! И, тем не менее, дизайнеры пытаются это сделать. Римские шторы своими руками: пошаговый мастер-класс с фотографиями Удобные, лаконичные и элегантно приподнимающиеся римские шторы пользуются широкой популярностью. Ассортимент их в магазинах немалый, но порой фантазия рисует куда более интересные модели, чем представленные на прилавке. Но как сшить римские шторы своими руками, как встроить в них подъёмный механизм? Оказывается, сделать это сравнительно несложно. В этом вас убедит подробный пошаговый мастер-класс по пошиву классической римской шторы — с пояснениями и фотографиями. Шторы на французский балкон: Изящные решения, оригинальные идеи Обладателям французских балконов определённо повезло — панорамное остекление лоджии создаёт восхитительное ощущение простора и свободы. Но бесконечно любоваться видами невозможно, поэтому необходимо выбрать для такого балкона и шторы, чтобы не чувствовать себя у всех на виду. Ведь французская лоджия станет прекрасным местом для отдыха, а может быть — и для кабинета. Какое же обрамление выбрать для балкона с панорамным остеклением? Давайте поищем вдохновение в фотографиях, демонстрирующих удачные идеи дизайна! Какие шторы подходят к бежевым обоям? Бежевые стены – самый традиционный, универсальный и при этом элегантный вариант отделки стен в жилых комнатах, на кухне, в кабинете и библиотеке. Шторы на два окна с простенком: фотоподборка оригинальных решений Окна, расположенные на одной стене, часто встречаются в старинных квартирах и новых коттеджах. Это красивое архитектурное решение — настоящий подарок для хозяев с тонким эстетическим вкусом. Сколько напрашивается интересных декоративных решений! Но в то же время оформление двух окон с простенком представляет собой непростую интерьерную задачу. Это настоящий дизайнерский вызов. Какие шторы подойдут к зеленым обоям? Зеленый цвет – один из самых приятных и универсальных в дизайне интерьеров. Классика, ориентальный и эко-стиль, прованс, эклектика, авангард – едва ли найдется эстетический формат, в котором тот или иной оттенок этой палитры выглядел бы негармонично. Ленты для штор — классические и оригинальные Декорируя окно, вы наверняка стремитесь расположить шторы красивыми складками. Одним из аксессуаров, помогающих добиться нужного эффекта, является шторная лента, или тесьма. Она вшивается в верхнюю часть портьер или гардин, чтобы выполнять сразу две функции: практическую и декоративную. Петельки шторной тесьмы служат для подвешивания на крючки карниза, а шнурки позволяют создать эстетичные равномерные складки. А вот какими они будут — зависит от типа шторной ленты.

Телемедицина — получите консультацию из любой точки мира

Переходите на сайт наших партнеров www.onmed.ru

Можете быть уверены в своей безопасности

Годовой абонемент для будущих мам

Годовой абонемент для будущих мам за 6999 рублей вместо 10 500 рублей. В абонеме …

Скидка 15 % держателям карт москвича

Всем держателям карт москвича скидка 15% на диагностическое обследование при пре …

Рассрочка с картой Халва

Оплатите любую услугу МГК картой Халва и получите беспроцентный займ сроком …

Программа медицинского офтальмологического обслуживания «Семейная»

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что забота о зрении необходима людям вс …

Программа годового обслуживания для пациентов с глаукомой

Глаукома – коварная хроническая патология глаз, которая требует длительног …

Программа Добровольного Медицинского Страхования (ДМС)

Добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников на сегодняшний день являе …

Мед. портал:

Глаз человека устроен таким образом, что видеть в полной темноте он не может. Это связано с особенностью зрительной функции. Чтобы глаз смог зафиксировать изображение какого-либо объекта, нужно чтобы световые лучи,отразившись от него, попали на сетчатку глаза. Для того, чтобы человеческий глаз видел предметы, освещение может быть природным или искусственным. Восприятие объектов глазами животных и птиц отличается от человеческого видения, так как устройство органов зрения у некоторых представителей фауны рассчитано на особенности их среды обитания.

Механизм восприятия световых лучей

Свет является высокочастотными электромагнитными волнами. Глаза человека воспринимают только определенную частоту этих волн, а остальные являются для глаза невидимыми. Источники световых волн могут быть первичными и вторичными. Солнце и лампы являются первичными, а вот вторичными являются все остальные объекты, отражающие свет. Если объект прозрачный и не отражает свет, тогда для глаза он невидимый. То же происходит и в полной темноте, когда все находящиеся вне поля освещенности предметы невидимы для глаз.

Устройство глаза рассчитано на восприятие диапазона световых волн в пределах 400-790 ТГц, поэтому инфракрасное и ультрафиолетовое излучение человек не видит. Диапазон частот, которые видит человек, называют видимым излучением. У животных этот диапазон отличается, поэтому птицы и пчелы, к примеру, видят ультрафиолетовое излучение, находящееся в диапазоне с длинной волны 300-400 нм. Также различают ультрафиолетовые лучи рептилии, рыбы, ракообразные и моллюски.

Такая способность у животных развита для обеспечения выживания в естественной среде, для охоты, поиска еды или защиты от хищников. Пчелы при помощи ультрафиолетового света видят цветы и пыльцу. Видение животными уф-лучей обеспечивается за счет особого строения глаза, а вот для человека такое излучение является опасным, поэтому и блокируется. Также во время блокирования ультрафиолетового излучения острота зрения усиливается. 

Инфракрасные лучи животные видеть не могут так же, как и человек. Глаз животного не настроен на восприятие инфракрасного излучения, но при помощи расположенных на разных участках тела рецепторов некоторые представители фауны могут чувствовать тепловое излучение. Человеку для распознавания инфракрасного излучения нужно дополнительное применение специального прибора – тепловизора.

Как человек и животные видят цвета

Человеческий глаз имеет в структуре сетчатки особые чувствительные фоторецепторы, которые обеспечивают восприятие окружающих объектов. Так для обеспечения сумеречного видения на сетчатке есть палочки, а для цветного восприятия окружающего мира – колбочки (для распознания синего, зеленого и красного цвета в спектре). Комбинация этих основных цветов спектра дает возможность распознавать человеку тысячи оттенков. При очень сильном освещении активируются одновременно все фоторецепторы, поэтому человек видит слепящий белый цвет.

В случае отсутствия или нарушения в функционировании колбочек для восприятия того или иного цвета спектра возникает заболевание дальтонизм. Человек с дальтонизмом может не воспринимать определенный цвет спектра или идентифицировать его ошибочно, путая зеленый и красный, например. 

У большинства млекопитающих структура глаза устроена таким образом, что они могут воспринимать только черный и белый цвета. Особенность их глаз заключается в высокой чувствительности к оттенкам серого. Собаки, к примеру, отличают очень много серых оттенков. Именно поэтому многие ошибочно полагают, что собаки могут отличать цвета. На самом деле они безошибочно идентифицируют оттенок серого, но не цвет в его естественном проявлении.

1 год назад 10 ответов:

Семь. Семь Основных Цветов. Это не считая оттенков, которых сотни миллионов, невозможно создать формат графического файла, в котором математически была бы заложена возможность передать все видимые глазом тончайшие оттенки цвета. Вернее, возможно — но он ни на один жёсткий диск бы не влез, не говоря уж про флешки.

Человеческий глаз видит семь цветов. А различает оттенки где-то от 7 миллионов до 10 миллионов, в разной литературе пишут по разному, причём с каждым годом эта цифра увеличивалась. В конце 19 века учёные считали, что человек может различать 3 — 5 тысяч оттенков цвета, в начале 20 века до 100 тысяч. Считалось и считается, что художники различают больше цветовых оттенков, чем обычный человек.

1 год назад 1 год назад Не согласен..

Фотогалерея: Почему наши глаза видят больше оттенков зелёного, чем других цветов

image

Sasint/ Pixabay

Человеческий глаз – совершенный оптический прибор, подаренный нам природой. Сетчатка содержит сотни миллионов светочувствительных клеток-рецепторов, которые обрабатывают световые частицы и передают сигналы в мозг, где они преображаются в разнообразие цветов. Офтальмологи говорят, что мы смотрим глазами, а видим мозгом.

Видимый спектр разделяется на 7 основных цветов, из них основными считаются только три: красный, зеленый, синий. Все остальные оттенки создаются при сочетании основных цветов. Считается, что человеческий глаз способен различить до 10 миллионов полутонов. Но на практике мы различаем только около 100 оттенков, а глаз профессионального художника может воспринимать до 150 нюансов. При этом существуют такие вариации оттенков, которые слишком сложны для нашего восприятия. Они получили название «невозможные цвета» — мозг их просто блокирует и не воспроизводит. А из всей остальной разнообразной палитры человеческий глаз видит больше всего оттенков зеленого цвета. Ученые дают несколько вариантов объяснения почему так происходит.

image

Физиологический фактор

За цветное зрение отвечают глазные клетки (рецепторы) под названием колбочки, а за ночное, черно-белое – палочки. Колбочки разделяются на три типа, соответствующие основным цветам: синего, зеленого и красного. Зеленый цвет располагается в середине спектра, длина его волн находится в средневолновом диапазоне 510 -550 нанометров, это более широкий интервал чем у синего и красного цвета. Возможно поэтому на долю зеленого цвета приходится больше рецепторов, позволяющих различать огромное количество оттенков зеленого цвета. Диапазон красного и синего цветов на самом деле тоже очень широк, но дело в том, что часть красного цвета переходит в невидимый инфракрасный, также как синий перетекает в ультрафиолетовый. И только зеленый цвет полностью находится в видимом диапазоне. Ученые Йоркского университета (Англия) сделали открытие, что в разное время года люди неодинаково воспринимают зеленый цвет: добровольцам нужно было указать «идеальный» зеленый цвет зимой, а затем летом. Эксперимент проводился в темной комнате: человеку давали время на адаптацию, затем на мониторе предлагали выбрать эталонный зеленый цвет. Исследования показали, что «зимний» и «летний» выбор одного и того же человека отличаются друг от друга. «Зимний» цвет был более тусклым, приглушенным с холодным оттенком, а «летний» более ярким, теплым, насыщенным. Кроме того, летом глаза различают больше оттенков зелени, чем зимой. Возможно потому, что летом нас окружает множество природной, живой зелени.

image

Couleur/ Pixabay

Эволюционная теория

Причина того, что человеческий глаз воспринимает огромное количество оттенков зеленого цвета кроется в эволюции. Зеленый цвет наиболее массово распространен в природе благодаря процессам фотосинтеза. Наши далекие предки жили и охотились в лесах, поэтому им приходилось подстраивать свое зрение, чтобы своевременно заметить опасность или выследить дичь среди зеленой листвы. Эта способность передавалась из поколения в поколение, непрерывно совершенствуясь, пока не достигла возможности различать не только сотни оттенков зелени, но и видеть даже легкое движение среди листьев или травы. Перейдя к оседлому образу жизни и занявшись земледелием, человек использовал эту особенность зрения, чтобы держать под контролем рост, развитие и созревание растений, оценивать будущий урожай. Современные люди могут за ненадобностью частично утратить эту способность. Ученые считают, что возможно, мы уже видим меньше нюансов зеленого цвета, чем наши предшественники, и в дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.

Психологическое воздействие зеленого цвета на человека

Именно зеленый цвет считается самым приятным для человеческого глаза, успокаивающим психику. Он соотносится с живой природой, жизнью, надеждой, возрождением. Зеленый цвет является признаком безопасности, разрешения движения (светофор) и действий (сигнальная зеленая ракета). Поэтому человеческий мозг подсознательно выбирает все оттенки зеленого цвета, когда ему нужно успокоиться и частично блокирует агрессивный красный цвет. Зеленый цвет помогает расслабиться, человек чувствует себя комфортно в окружении предметов зеленого оттенка. При этом на 10% возрастает работоспособность и на 20% качество работы.

image

Valiunic/ Pixabay Возможно, именно поэтому для обозначения нюансов зеленого цвета существует множество названий: от простого изумрудного или малахитового до экзотического «лягушка в обмороке» (светлого серо-зеленого). Палитра цветов насчитывает 376 оттенков зеленого цвета: среди них есть яркие и тусклые, светлые и темные, холодные и теплые. Они прекрасно сочетаются с другими цветами, украшают сдержанные оттенки и составляют колоритные пары с теплыми, яркими цветами. Отсутствие зеленого цвета угнетает, приводит к депрессии. Зеленый цвет, несмотря на свою обыденность и приземленность, участвует во многих сферах жизни: социальной, религиозной, политической, экономической, военной. Из-за такой распространенности зеленого цвета в нашей жизни, человеческий глаз и мозг воспринимают наибольшее количество его оттенков.

Наш собственный мозг нас обманывает на каждом шагу: Как и зачем он это делает?

Нобелевский лауреат Даниэль Канеман доказал, что мозг человека постоянно обманывает своего владельца. Наши мысли, переживания, чувства – это всего лишь иллюзия, созданная мозгом. Он способен стирать детали, создавать ложные воспоминания, утаивать информацию, отвлекать, рассеивать внимание, путать направление. Для таких поступков у мозга есть несколько причин. Читать далее imageimage Салат из свежего щавеля и помидоров image Постный чечевичный суп image Салат «Хэйхэ» из овощей и фунчозы Галина Юдашкина рассказала, как восстанавливалась после вторых родов и … Кети Топурия высказалась о возможности воссоединения с Гуфом: певица …

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий